Небо, самолёты, Миядзаки

«„Рейзен“ был для меня всё равно, что меч для самурая. Я ощущал его, как собственное тело.»
Японский летчик-истребитель

«Я спросил одного лётчика, который добился в первые дни сражения за Гуадалканал впечатляющих результатов, летая на „Уайлдкэте“, что он думает о боях с „Зеро“. Он ответил кратко: „Тебе не сесть ему на хвост“. <…> Я знал, что такое „Зеро“ и как с ними бороться. В конструкции планера самолета наряду с алюминием применялся магний. Магний и вытекшее из пробитого бака топливо — чертовски огнеопасная смесь! Представьте себе, в какой факел могли превратить японский самолёт 30-40 хороших попаданий!»
Кеннет А. Уэлш, пилот морской авиации США

Скоро в русский прокат выходит фильм Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает»
(первый показ — 4 февраля, широкий прокат — 20 февраля).
Вот трейлер этого фильма.

Я хочу обозначить несколько интересных фактов, которые, возможно, следует знать, когда вы пойдёте смотреть этот фильм — нельзя же не пойти и не посмотреть нового Миядзаки.

Итак. Миядзаки при работе над картиной (и над предшествовавшей ей мангой) вдохновлялся одноимённым романом Татсуо Хори и биографией японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси.

Название фильма и его слоган «В знак уважения к Дзиро Хорикоси и Татсуо Хори. Мы должны стараться жить» отсылает нас к эпиграфу книги Хори «Kaze Tachinu» (также переводится как «крепчает ветер»). Эпиграф — отрывок из поэмы французского поэта Поля Валери «Кладбище у моря» (Крепчает ветер!.. Значит — жить сначала! / Le vent se lève! . . . il faut tenter de vivre!). Если бы не этот факт, то можно было бы подумать, что речь идет о немного другом ветре.

Божественном. Том самом, который переводится словом камикадзе. Пилоты-смертники, чьи судьбы были тесно связаны с творениями центрального персонажа картины.

Главный герой — Дзиро Хорикоси — это не выдуманный персонаж, а реально живший японский авиаконструктор. Работал на авиационное отделение компании «Mitsubishi». Именно он сконструировал такие самолеты, как А5М1 и А6М — знаменитый «Зеро» или «Рейсен» («рейс — ноль по-японски). Эти истребители были новым словом в развитии палубной авиации, сильно опередив своё время. «Зеро» стал самым массовым японским самолетом времён войны, позволяя Японии долгое время на равных конкурировать (до появления «Корсаров») с американской авиацией. Именно «истребители-ноль» стали главной ударной мощью при атаке на американскую базу в Пёрл-Харборе. Кстати, для съемок одноимённого голливудского фильма использовали настоящие самолёты, однако не смогли их перекрасить в нужный вариант раскраски — запретили владельцы-коллекционеры. Писали также, что такой самолет хотел купить себе сам Хаяо Миядзаки. На завершающем этапе войны эти некогда передовые машины были уже устаревшими и использовались в качестве самолетов камикадзе. В фильме «За тех, кого мы любим» (самый известный фильм о летчиках-смертниках) герои уходят в вылет именно на А6М.

Как герой романтического фильма, Дзиро Хорикоси привлекателен ещё и тем, что действительно, был необычайно молод для авиаконструктора. Когда ему поручили работы над «Зеро» ему было 34 года, а ведь к этому моменту он успел уже построить А5М, революционный для того времени палубный истребитель. Именно созданию А5М, а, скорее всего, его прототипа Ка-14, и будет отчасти посвящён фильм Миядзаки.
И именно этот самолёт появляется в трейлере к фильму:
Хаяо Миядзаки

Фотография (снимки прототипа очень редки в Интернете) с подписью:
Хаяо МиядзакиИсточник: Авиаколлекция № 4, 2005

Подпись в журнале обращает внимание на важное отличие прототипа от серийной машины — крыло типа «обратная чайка». Эта же деталь заметна и по эволюции бумажных самолетиков мальчика — у второго бумажного самолетика (а после и у «больших» машин) использован именно такой необычный тип крыла. Схема, противоположная тому, как чайка держит крыло во время полета. Словари определяют ее как «схема крыла, при которой корневые его части имеют отрицательное поперечное V крыла, а концевые — положительное или горизонтальны». Такая конструкция применялась на F4U Corsair («Корсар», США, легендарный палубный истребитель), Ju-87 (Германия, «штука», знаменитый «Юнкерс», пикирующий бомбардировщик) и некоторых японских машинах.

От использования такой схемы при конструировании А5М отказались ещё на стадии испытаний, заменив на более рациональное в данном случае прямое крыло. Кажется, что именно это и указывает, что Миядзаки сконцентрировался на создании прототипа. Кроме того, чисто визуально, крыло такой схемы смотрится очень красиво. Лично для меня. Думаю, что и для Миядзаки тоже.

Другой самолет, который появляется в кадре, это 1MF2 Hayabusa, одна из первых разработок авиационного отделения фирмы «Мицубиси».

Миядзаки

Фотография самолета

Миядзаки

О том, каким образом Дзиро Хорикоси участвовал в разработке этого самолёта (возможно, как член конструкторского бюро) я, к сожалению, ничего сказать не могу.

В трейлере упоминается и другой конструктор — Джованни Капрони, итальянец. Один из самых известных авиаконструкторов Первой Мировой, пионер тяжёлой бомбардировочной авиации, фактически создатель концепции стратегических бомбардировок.

Разработка истребителя Тип-91, первого массового самолета японского производства, действительно велась под наблюдением иностранных экспертов, однако это были специалисты французской фирмы «Девуатин» («Dewoitine»), основанной Эмилем Девуатином.

Возможно, что Миядзаки просто заменил одну конструкторскую фирму другой, тем более, что к итальянцам он всегда хорошо относился (можно вспомнить «Порко Россо»). Да и огромные самолеты Первой Мировой, которые делал Капрони, не могут не завораживать.
Миядзаки
Как вам такой красавец, впервые поднявшийся в воздух в 1917 (!) году? Он очень похож на то, какими иногда рисует самолеты Миядзаки.

Другой возможный прототип иностранного конструктора учителя героя — это Александр Бауманн, немецкий конструктор, курировавший разработку истребителя фирмы «Мицубиси» 1MF2 Hayabusa. Эта версия более вероятна, потому что совпадают фирмы — и Бауманн, и Хорикоси работали на Мицубиси. Кроме того, как уже было сказано выше — самолет 1MF2 Hayabusa присутствует в трейлере. Бауманн проработал с молодыми японскими инженерами 4 года (до 1928), после чего вернулся в Германию, где умер от рака легких.

При всём при том, я не думаю, что Миядзаки сделал байопик. Это не «Авиатор». И не фильм «Генеральный конструктор» (посвящён советскому конструктору Михаилу Кошкину) или «Укрощение огня». Это будет романтичная и грустная история, которые мы все так любим у Миядзаки. Однако фоном будет идти именно эта, хорошо известная (судя по прорисовке самолётов) мультипликатору история.

И последний факт. Не уверен, что знает о нём Хаяо Миядзаки, тем не менее, сейчас он кажется символичным. Во время японско-китайской войны наиболее серьёзными противниками новых японских самолетов были советские «добровольцы» на службе китайской армии. 22 ноября 1937 года шестерка А5М столкнулась с шестёркой «ишаков» (И-16), которую вел капитан Г. М. Прокофьев. Был сбит один японский самолет. Погибшего пилота звали Миядзаки.

Лично для меня фильм обещает быть интересным. И даже не потому, что в нём речь пойдёт об удивительных людях удивительной эпохи. И не потому, что рассказ о человеке Японии того времени — это почти всегда драма. Нет. Просто, как и я, Миядзаки — человек, влюблённый в небо и самолёты. Он их прекрасно рисует. Его фильмы о лётчиках и полётах — невероятны. Прекрасно, что для своего, возможно последнего фильма, Маэстро выбрал именно эту тему. Полёты.

Благодарю:
Портал анимешников
и, традиционно, всех, кто помогает людям, желающим чуть больше и чуть лучше знать историю:
сайт Wunderwaffe — «История мировых войн»
и сайт «Уголок неба — большая электронная энциклопедия»

К сожалению, многие подобные сайты создаются и существуют только благодаря энтузиастам и впоследствии постепенно умирают.

Небо, самолёты, Миядзаки: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *